-фото-
-Древняя- -Греция-
[главная] [древняя греция] [знаменитые греки] [мифология] [рассказы] [сапфиянки] [таис афинская]

ПАНЕЦИЙ

(ок. 185-110 до Р.Х.)

   Панеций - дневнегреческий философ, главный представитель римского стоицизма - Средней Стой. Был родом из Родоса, происходил из знатной семьи и в молодости слушал лекции стоика Диогена из Селевкии. Он написал много сочинений, от которых сохранились лишь небольшие отрывки. Для взглядов Панеция характерно проникновение в стоицизм идей платонизма и аристотелизма. Он в значительной степени внес изменения в некоторые положения стоицизма, отказавшись от слишком ортодоксальных утверждений древних стоиков.
   Панеций в своей физике отказывается от учения о периодическом воспламенении мира, которое затухает, после чего снова наступает воспламенение. Он считает, что мир существует вечно и не может быть подвергнут уничтожению.
   Отказывается от признания роли судьбы в жизни человека, отвергая железный детерминизм, сковывающий активную деятельность человека. Он сомневается в возможности пророчества, предсказания будущего, чем занимались древние стоики. Отвергает астрологию, полагая, что далекие звезды никак не могут влиять на судьбу человека.
   В отличие от древних стоиков, которые на первое место ставили обязанности и суровый долг, Панеций признавал важную роль в нравственной жизни также и удовольствия. Он рассматривает человека как единое и прекрасное, гармоническое существо. Древние же стоики признавали борьбу души с телом в человеке. Однако определенные отклонения взглядов Панеция от древних стоиков не означают существенного отхода от стоического учения, просто он в отдельных местах смягчал слишком догматические положения стоицизма.
   Панеций связывает понятия этики и пользы, при этом первенствующее значение у него принадлежит разуму.
   Придавал большое значение самодеятельности человека, который, обладая умом и хорошим настроением, может победить всех остальных в жизненной борьбе.
   Панеций вносит изменения и дополнения в учение стоиков о добродетелях. Считает, что необходимо следовать природе. Удовольствия для него различаются на естественные и противоестественные. Он не считает, что для счастья достаточно одной добродетели, "надобно и здоровье, и денежные траты, и сила".
   Социально-политические воззрения Панеция характеризуются требованием сочетания демократии, монархии и аристократии. Это противоречило абсолютному аристократизму древних стоиков. Религию он делил на три вида: государственную, философскую и поэтическую.
   Государственную религию признавал и считал, что она воспитывает граждан. Что касается философского понимания религии, то полагал, что это аллегория. Поэтическая религия - это, по мнению Панеция, обман.
   Воззрения Панеция показывают, что, даже, отстаивая основные положения стоицизма, можно защищать и главные тенденции эллинской философии: провозглашение радостей жизни (а не только покорность судьбе).

начало
Сайт управляется системой uCoz