АНАКСИМАНДР
(ок. 610-546 до Р.Х.) (англ. Anaximandrus)
Анаксимандр - древнегреческий философ,
представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство
трактата "О природе", в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей
знаний. Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество,
а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется
"первоначалом" Анаксимандра. Апейрон, "природа беспредельного", порождает противоположности теплого и холодного, сухого и
влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом
проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели
бесчисленных миров, возникающих из апейрона. Феофраст пишет: "Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном
заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще
все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего
возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех" [Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань,
1914. С. 38]. Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его
мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное,
лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего
морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.
|